Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний

СНиП 3.06.07-86

 Скачать полный текст документа

1. Общие положения

1.1. Обследования и испытания мостов и труб проводятся для выявления состояния и изучения работы этих сооружений.
Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ (без проведения испытаний) .
Испытания и обкатку сооружений допускается проводить только после выполнения обследований (см. п. 3.1) и с учетом полученных по ним данных.
1.2. Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб должны выполняться специализированными подразделениями (мостоиспытательными станциями, мостоиспытательными лабораториями) министерств и ведомств, осуществляющих строительство или эксплуатацию мостов и труб.
К выполнению работ по обследованиям с испытаниями или обкаткой могут привлекаться исследовательские подразделения вузов, имеющих кафедры мостов. Вопросы о возможности привлечения к испытаниям вузов, не имеющих кафедр мостов, должны решаться госстроями союзных республик по представлениям минвузов.
Обследования мостов и труб как самостоятельный вид работ допускается проводить также комиссиями, назначенными приказами руководителей министерств и ведомств, осуществляющих строительство или эксплуатацию сооружений.
1.3. Для решения отдельных вопросов, возникших при проведении обследований и испытаний, заказчик указанных работ по предложению мостостанции должен привлекать к совместной работе с ней организации, осуществляющие специальные виды работ (водолазные станции, буровые партии, грунтовые лаборатории, группы по контролю технического состояния и правильности эксплуатации электрических и контактных сетей и др.) , а также представителей Госавтоинспекции и других органов государственного надзора.
Привлеченные организации должны работать под общим методическим руководством мостостанции, а полученные ими данные (материалы) должны учитываться при принятии решений мостостанциями.
1.4. При приемке в эксплуатацию все законченные строительством мосты и трубы должны быть обследованы; мосты, указанные в п. 1.5, должны быть, кроме того, испытаны, а мосты, указанные в п. 1.6,- обкатаны.
1.5. Испытаниям при приемке в эксплуатацию должны, как правило, подвергаться мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями.
Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в указанных случаях должна быть обоснована.
1.6. Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям (по п. 1.5) железнодорожные мосты и мосты под пути метрополитена, а также автодорожные мосты под нагрузки АБ (см. СНиП 2.05.03-84) должны быть обкатаны.
1.7. Обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, должны проводиться регулярно (в плановом порядке) с периодичностью, установленной в ведомственных руководствах (инструкциях) по текущему содержанию сооружений.
1.8. Испытания эксплуатируемых сооружений должны проводиться в случаях, когда решение вопросов, связанных с эксплуатацией сооружений, не может быть получено только расчетным путем по данным обследований.
Потребность в проведении испытаний эксплуатируемых сооружений может возникнуть также после их капитального ремонта или реконструкции (усиления), при наличии в частях или элементах неисправностей, в случаях уточнения расчетной грузоподъемности, оценки эффективности мер, предусматриваемых для обеспечения безопасного пропуска отдельных тяжелых нагрузок, а также в других обоснованных случаях.
Необходимость проведения испытаний обосновывается мостостанциями, выполняющими обследования; решения о проведении испытаний принимаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сооружений.
1.9. Обследования и испытания мостов и труб следует проводить по заранее разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций.
В программах должны быть отражены основные задачи и общая цель предпринимаемых работ, приведены содержание и объемы работ по обследованию, намечены конструкции и их элементы (сечения), подвергаемые исследованию при испытаниях, указаны нагрузки для статических и динамических испытаний, определены виды и состав отчетных технических документов.
Положения программ испытаний автодорожных и городских мостов в части определения величины испытательной нагрузки и схем намечаемых загружений должны разрабатываться на основании проектных расчетных материалов.
Программы согласовываются с заказчиком — организацией, осуществляющей строительство или эксплуатацию сооружения, и утверждаются руководителем организации, в подчинении которой находятся исполнители работ.

Примечания: 1. Для обследований, проводимых мостостанциями ведомств, эксплуатирующих сооружения, и осуществляемых в порядке ведения текущего содержания сооружений, составление программ работ не является обязательным,
2. Для разработки программ испытаний мостов проектные организации обязаны по запросам мостостанций предоставлять им необходимые для испытаний расчеты.

1.10. Руководитель работ мостостанций может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ (см. п. 2.3), определить состав и объем подготовительных работ, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.
Проводимые уточнения и дополнения должны быть направлены на решение основных задач, намеченных программой.
1.11. Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться:
на вновь построенных сооружениях - строительной организацией, возводившей объект;
на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект.
1.12. Обследование и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа устанавливаемых измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.
Не следует проводить обследования и испытания в ненастную погоду, при температуре наружного воздуха при испытаниях ниже минус 20°С, при обследовании ниже минус 30°С, при наличии на конструкциях снежного покрова, инея, наледи, а также над рекой во время ледостава и ледохода.
1.13. Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП III-4-80, а также правил, приведенных в обязательном приложении 1.

2. Обследование мостов и труб

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

2.1. Основной задачей обследования построенных мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям СНиП III-43-75 к качеству работ.
Основными  задачами  регулярно осуществляемых обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их состояния и проверка соответствия его установленным требованиям. Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться также для решения специальных вопросов, например, для разработки проектов ремонта и реконструкции (усиления) сооружений, уточнения их расчетной грузоподъемности и в других целях.
2.2. При обследовании мостов и труб выполняются следующие основные виды работ:
а) ознакомление с технической документацией;
б) осмотр сооружения;
в) контрольные измерения и инструментальные съемки.
2.3. В зависимости от состояния сооружения и поставленных при обследовании задач могут также выполняться дополнительные виды работ:
контроль качества материалов с помощью неразрушающих методов (например, ультразвуковых, склерометрических, метода акустической эмиссии и др.);
местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления состояния арматуры, а также подтверждения результатов, полученных посредством неразрушающих методов);
изъятие образцов материалов для выполнения лабораторных испытаний (при обнаружении несоответствия примененных материалов установленным требованиям);
изучение состояния русла;
организация длительных инструментальных наблюдений;
местные вскрытия элементов мостового полотна автодорожных и городских мостов (для уточнения их толщины и выявления состояния гидроизоляции) ;
другие работы, в том числе проводимые с участием привлекаемых специализированных организаций (см. п. 1.3).

Примечания: 1. При проведении контроля качества материалов неразрушающими методами, а также при изъятии образцов материалов для лабораторных исследований необходимо руководствоваться требованиями и указаниями действующих государственных стандартов, приведенных в справочном приложении 2.
2. Изъятие образцов материалов может проводиться только из второстепенных и ненапряженных частей и элементов сооружения. Места в конструкции, где изъяты образцы, должны быть заделаны (перекрыты) , а при необходимости — усилены.

2.4. При обследовании мостов и труб следует применять систему обозначений и счета элементов сооружения, принятую в технической документации. Эта система должна использоваться как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.
2.5. При обследовании мостов и труб должны быть отмечены и оценены по их значимости неисправности (недоделки, дефекты, повреждения), обнаруженные в сооружениях.
Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, с указанием наиболее вероятных причин их происхождения приведены в рекомендуемом приложении 3.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

2.6. При выполнении обследований и испытаний степень подробности рассмотрения технической документации применительно к конкретным объектам определяется руководителем работ мостостанции исходя из задач, поставленных в программе работ.
Предоставление необходимой технической документации для ознакомления осуществляется при обследованиях и испытаниях:
сооружений, законченных строительством, — генподрядчиком строительства или по его поручению строительной организацией, выполнявшей строительство;
эксплуатируемых сооружений — организацией, в ведении которой находится сооружение.
2.7. При ознакомлении с технической документацией законченных строительством сооружений, как правило, следует обращать внимание:
на правильность оформления отступлений от утвержденного проекта и действующих нормативных документов;
на соответствие физических, механических и химических характеристик примененных строительных материалов требованиям проекта и нормативных документов;
на наличие и качество оформления промежуточной приемки отдельных конструкций (например, балок сборных пролетных строений, блоков опор и др.), а также выполненных на месте ответственных скрытых работ.
2.8. Ознакомление с технической документацией эксплуатируемых мостов и труб включает также изучение материалов и данных ранее проверенных обследований и испытаний. При этом следует выявить, в какой степени выполнены выданные ранее рекомендации по поддержанию сооружения в исправном состоянии.
Кроме того, должны быть изучены материалы, касающиеся выполнения работ по текущему содержанию (в том числе выявлению неисправностей) , ремонтам, длительным наблюдениям.

ОСМОТР СООРУЖЕНИЙ

2.9. При осмотре сооружения основное внимание следует уделять выявлению в его частях и элементах неисправностей (например, трещин, сколов, погнутостей и выпучиваний, расстройств в стыковых соединениях и прикреплениях элементов» коррозионных повреждений, разрушений откосов конусов, струенаправляющих и берегоукрепительных дамб, повреждений водоотвода, гидроизоляции, деформационных швов, уравнительных приборов и других элементов мостового полотна или верхнего строения пути). Необходимо также отмечать в конструкциях места, где вследствие неизбежного скопления грязи, воды. снега, льда возможно интенсивное развитие различных неблагоприятных явлений (коррозионных процессов, гниения древесины, размораживания и др.).
2.10. При осмотре мостов и труб, расположенных в районах распространения вечной мерзлоты а также в селеопасных и сейсмически опасных районах необходимо обращать внимание на состояние и работу имеющихся защитных устройств и конструкций.
2.11. Обнаруженный неисправности должны быть с необходимой полнотой описаны в материалах обследований с указанием времени выявления и возможных причин появления.
Наиболее опасные, а также характерные повреждения и дефекты должны быть отражены в эскизах или сфотографированы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СЪЕМКИ

2.12. Контрольные проверки генеральных размеров сооружения и размеров поперечных селений, стыков и прикреплений проводятся для оценки соответствия фактических геометрических характеристик сооружения (с учетом установленных допусков) характеристикам, указанным в проектной. исполнительной или эксплуатационной технической документации.
Вид и необходимый объем проводимых контрольных промеров определяются руководителем работ мостостанции после ознакомления с технической документацией и осмотра сооружения.
2.13. При обследовании мостов съемки с помощью геодезических инструментов проводятся в целях:
оценки условий движения по сооружениям (или под ними) транспортных средств и определения соответствия этих условий установленным
требованиям;
выявления качества монтажных работ (на вновь построенных сооружениях);
проверки величин уклонов, предусмотренных в сооружении;
точного геодезического закрепления положения отдельных частей и
элементов сооружения для выяснения при последующих обследованиях
изменений (в том числе деформаций), возникающих в процессе эксплуатации сооружения.
2.14. С помощью геодезических инструментов следует устанавливать:
а) на железнодорожных мостах и на мостах под пути метрополитена:
продольный профиль рельсового пути (по отдельным ниткам);
план рельсового пути (с привязкой его к оси моста или к осям пролетных строений);
продольные профили главных ферм (балок) пролетных строений (кроме пролетных строений малых мостов с ездой на балласте);
план главных ферм (балок) пролетных строений при приемке мостов
в эксплуатацию и в других случаях при обнаружении их смещения в плане;
высотное расположение характерных частей опор моста (подферменников, ригелей, обрезов фундаментов и пр.);
б) на автодорожных и городских мостах:
продольные профили проезжей или прохожей части (на пешеходных
мостах);
поперечные профили проезжей или прохожей части;
продольные профили главных ферм (балок) пролетных строений;    
план главных ферм (балок) пролетных строений;
высотное расположение характерных частей опор моста.

Примечание. Необходимые виды инструментальных съемок, количество створов, поперечников и мест, по которым проводятся съемки, намечаются в программе обследований и уточняются на месте руководителем работ мостостанции с учетом указаний, содержащихся в п. 2.13, задач, поставленных в программе, конструктивных особенностей сооружения, наличия и результатов проведенных ранее инструментальных съемок и других обстоятельств.

2.15. При проверке высоты подмостового габарита путепроводов и эстакад следует провести съемки продольных и поперечных профилей пересекаемых (нижних) дорог.
2.16. Инструментальные съемки следует проводить по надежно зафиксированным точкам или по долговременным маркам (в случае специальных длительных наблюдений) и при благоприятных погодных условиях (желательно в несолнечное и маловетренное время) .
Высотные отметки следует, как правило, увязывать с постоянными геодезическими реперами.
В материалах по инструментальным съемкам необходимо указывать время проведения съемок, погодные условия, типы и точность применяемых геодезических инструментов, использованные реперы.
2.17. На сооружениях,  расположенных на вечномерзлых грунтах и рассчитанных на работу при сохранении вечной мерзлоты (в том числе с охлаждающими установками) , необходимо измерять температуру грунта в имеющихся термометрических трубках.
2.18. В необходимых случаях (например, при обнаружении просадок или наклонов опор, смещении пролетных строений, развитии трещин, возрастании овальности круглых труб и др.) организации, эксплуатирующие сооружения, должны по рекомендациям мостостанции устанавливать специальные долговременные марки для ведения длительных наблюдений.
Виды наблюдений (измерений), а также периодичность их устанавливаются специальной программой работ в зависимости от характера и прогнозируемой скорости протекания изучаемых явлений.
Длительные наблюдения в зависимости от их целей и содержания должны выполняться или мостостанциями, или силами эксплуатирующих организаций.
2.19. Контрольные измерения и инструментальные съемки при обследовании водопропускных труб следует проводить, руководствуясь указаниями рекомендуемого приложения 3.

 



RUSBANI.RU © 2001-2015 Пользовательское соглашение