Стильная постройка из самодельных блоков

Все началось с того, что одна семья решила реконструировать кухню дома, выстроенного 40 лет назад. Когда решение о расширении кухни было принято, за дело взялись архитектор и инженер.

Поиски материала

В самом начале работы владельцы дома сказали, что им безразлично, какой реконструкции будет подвергнуто здание, но в любом случае они хотят, чтобы были сохранены его первоначальный архитектурный стиль и материалы, из которых дом построен. Встала любопытная проблема, поскольку весь дом был возведён из стеновых блоков небольшого размера, происхождения которых никто не знал.
После бесед с многочленными подрядчиками, специализирующимся в области кладки, и местными поставщиками стало ясно, что обеспечить соответствие нового материала тому, из которого был построен дом, будет задачей не из легких. Блоки представляли собой строительный материал, по размерам походивший на кирпич, но сделанный на основе песка и цемента и имеющий характерную поверхность с "оспинами" крошечных пустот. В настоящее же время эти блоки в строительстве не применяют.

Было решено, что когда начнем разбирать старую кухню, сохраним как можно больше старых блоков. Но при попытке отделить один блок от другого непрочная наружная часть разламывалась, оставляя неповреждённой твердую бетонную сердцевину. Кроме того, такие блоки нельзя было считать приемлемым материалом, поскольку пристройка должна была удовлетворять более строгим современным требованиям сейсмостойкости.
Решили возводить каркас пристройки из дерева, а в качестве наружной отделки использовать блоки. Такое решение сокращало потребности в блоках, но проблему всё-таки не решало.
В последствии узналось, что блоки, из которых построен дом, в своё время привезли из г. Фресно. Это была самая большая удача на тот момент: очень надеялись найти там завод, который и по сей день изготавливает нужные блоки. Оказалось, во Фресно налажено весьма крупное производство песка, гравия и цемента и что множество небольших компаний выпускают на этой основе разнообразные стройматериалы. Однако ни одна из этих компаний не изготавливает блоки наподобие тех, что мы хотели бы приобрести. Требовалось во всем разобраться на месте.

Живописные руины

Большинство складов стройматериалов во Фресно были закрыты по случаю выходных, а на единственном складе, который в этот день работал, ничего не смогли предложить. Экспедиция, судя по всему, должна была закончиться неудачей. На обратном пути домой в небольшом городке, подъезжая к газозаправочной станции, мы увидели мотель, выстроенный из материала, который разыскивали. Тщательный осмотр здания подтвердил первое впечатление - материал, из которого оно было построено, оказался абсолютно идентичным нашим блокам, вплоть до отделочных элементов, использованных в оконных проемах. Осмотревшись вокруг, заметили ещё четыре здания, выстроенные из таких же блоков.

Расспросив нескольких человек, мы выяснили, что когда-то в этих местах существовало небольшое предприятие по производству блоков, но оно дотла сгорело, и никто точно не знал, где оно тогда располагалось. Нам посоветовали проехать по дороге в карьер, который здесь до сих пор функционировал, и поискать там сторожа.
Мы спустились в карьер и поняли, что сегодняшний день был прожит не зря - встретившийся по пути большой ангар, маленький магазин, флигель и два полуразрушенных дома были сложены когда-то из «наших» блоков. Кроме того, обойдя вокруг магазин, были обнаружены  аккуратно сложенные в штабель блоки для наружных подоконников точно такого типа, которые нам требовались. Их насчитывалось штук 50, и они были превосходной формы и подходящего цвета, который, быть может, лишь слегка выцвел.
Здесь видимо некогда стоял завод: плиты фундамента сгоревшего здания были по-прежнему на месте, как и какое-то ржавое оборудование, идентифицировать которое было невозможно. Однако, кроме подоконных блоков, здесь не нашлось ничего такого, что можно было использовать. Но возле руин стоял прицеп, в котором жил сторож.

Сюжет запутывается

Сторож рассказал, что материал, который здесь добывали, называется пемзой. По его представлениям её красноватый цвет получается благодаря железу, содержащемуся в верхних слоях карьера. Глубже в карьере цвет материала блекнет и переходит от красного оттенка к рыжевато-коричневому, а затем к серому и белому. Белый материал в наиболее глубокой части карьера напоминает тальковую пудру и называется пуццоланом. Строительные компании используют его в качестве добавок при производстве бетона. Это всё, что наш собеседник смог нам сообщить.
По возвращению домой, мы уже знали, каким должен стать наш следующий шаг. Решено изготовить блоки своими силами.

Добыча сырья

На следующий день вместе с архитектором отправились во Фресно на большом самосвале, прихватив штаты и кирки. Площадь карьера составляла больше двух квадратных километров, а глубина - около 30 м. И пока мы обходили вокруг карьера в поисках нужного нам материала, все покрылись пылью и потом. Борта карьера были тверды как камень, но при растирании материал превращался в пылевидный порошок. После тщательного поиска нашли место, где цвет пемзы был почти таким, какой нам требовался. Именно здесь и решили приступить к делу. Но взглянув на наши кирки и лопаты, хозяин карьера засмеялся. "Вам придётся слишком долго потеть, если вы собираетесь копать вручную, — заявил он. — Я знаю более эффективный способ". С этими словами он нас покинул и через несколько минут вернулся на небольшом экскаваторе.
После того как загрузка была завершена, мы накинули на наш драгоценный материал брезент, а поверх брезента положили сорок самых лучших подоконных блоков, выбранных из штабеля, который накануне обнаружили.

Изготовление блоков и кладка

Теперь у нас было сырьё для производства блоков. Но вот технологию этого производства мы не знали. И принялись экспериментировать. Смесь, рецепт которой опытным путём был, в конце концов, найден, состояла из воды, песка, цемента, красителя и измельченного минерала, добытого нами в карьере.
Для приготовления бетона использовали ручную бетономешалку и крутили её для приготовления одного замеса минимум десять минут. Несмотря на то, что минерал был очень близок по цвету старым блокам нашего дома, цвет смеси изменялся по мере добавления в неё других составляющих, необходимых для придания прочности и нужной текстуры.
В конце концов, мы решили и эту проблему методом проб и ошибок. Изготовили большую серию образцов, указав на каждом точный тип и количество использованного красителя и других составляющих, прежде чем нашли подходящее соотношение частей смеси. Новые блоки после изготовления сушили, до приобретения ими окончательного цвета, целую неделю.
Первые сделанные формы, которые были изготовлены из тонколистового металла, мы отвергли. Дело в том, что даже при использовании большего количества дизельного топлива в качестве смазки бетон прилипал к этим формам, и поверхности блоков получались шероховатыми и не устраивали нас.
Решение, которое было найдено, сказалось достаточно простым. Были изготовлены деревянные рамы, разделённые таким образом, чтобы в них можно было отливать одновременно пять блоков (это предельное количество, с которым один человек мог легко справиться). Для закруглённых углов, которые требовались на элементах отделки, мы добавили к формам вставки из тонколистового металла.
Когда приступили к отливке блоков, то старались точно придерживаться соотношения частей смеси, чтобы свести к минимуму отличия (в первую очередь по цвету) между блоками в разных партиях. Что же касается обеспечения соответствия текстуре первоначальных блоков, то необходимые неровности получили, отказавшись от чересчур тщательной трамбовки бетонной смеси при заполнении форм и чистки их при выгрузке готовых блоков.
Формы с бетонной смесью на первые 24 часа укутали плёнкой, чтобы сохранить поверхность более влажной дня равномерного схватывания бетона. На вторые сутки блоки вынули из рамы и аккуратно уложили в штабель, а через неделю их уже трудно было разбить молотком. Для реконструкции кухни потребовалось 600 блоков. Однако для уверенности решили изготовить несколько больше, чем было нужно. За день мы делали примерно 75 блоков, и уже скоро задний двор был заполнен штабелями новеньких изделий, дозревающих под нежарким солнцем поздней осени.
Затратив массу времени и усилий на изготовление блоков, мы захотели найти каменщика, который бы обращался с этими творениями наших рук как со слитками золота, упакованными в пластиковую взрывчатку. Как оказалось, владельцы дома знали каменщика с хорошей репутацией. И уже вскоре мы смогли наблюдать, как он их укладывал. Соответствие старой кладке было полным.
Сейчас ни по материалу, ни по цветовой гамме наружные стены кухни-пристройки ничем не отличаются от остальных частей дома. И ничто не говорит о том, сколько труда всё это потребовало.
Были ли эти усилия оправданы? Кто знает. Однако владельцы дома получили то, чего они желали, мы же удовлетворились тем, что сумели решить проблему, которая казалась неразрешимой.
 



RUSBANI.RU © 2001-2024 Пользовательское соглашение